Авиация общего назначения
Авиа́ция о́бщего назначе́ния (АОН) — один из двух видов гражданской авиации в России (наряду с коммерческой).
В России к авиации общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.
В мире, к авиации общего назначения (англ. «general aviation») относят все операции воздушных судов за денежное вознаграждение (remuneration) или найм на работу в соответствии с трудовым законодательством страны (hire), кроме регулярного воздушного сообщения по расписанию (авиалинии). Авиация общего назначения (жарг. «малая авиация») охватывает полеты на любых воздушных судах, начиная от планёров, парапланёров и автожиров, заканчивая маломестными (не более 19-25) турбовинтовыми и реактивными самолётами (т. н. бизнес-джеты).
Основные виды деятельности авиации общего назначения:
- деловая авиация (пассажирские перевозки, грузоперевозки по нестандартным или малозагруженным направлениям. Мобильное аэротакси предоставляет возможность вылета в любую точку страны, в удобное заказчику время).
В 2017 количество рейсов деловой авиации в России составило примерно 35 тыс. Размер российского рынка деловых авиаперевозок составляет 12 млрд руб. Спрос на деловую авиацию в развитых странах стабильно растет год от года. По данным AvBuyer, в Европе средний уровень налета увеличился на 6-7 % в 2017, в США — на 3-4 %. По данным EBAA, в 2017 выручка деловых авиаперевозчиков в ЕС составила более 1 трлн руб. при 700 тыс. рейсов, США — крупнейший рынок деловой авиации с 3 млн вылетов ежегодно и выручкой в размере 4,5 трлн руб. По относительному показателю млн. руб. выручки на трлн. руб. ВВП России отстает от ЕС в 6 раз (163 млн/трлн руб. против 1,1 млрд/трлн руб.), от США — более чем в 25 раз;
- сельхозавиация (опыление пестецидами, засеивание полей).
На сегодняшний день, сельхозавиация применяется в обработке примерно 6 млн га сельскохозяйственных земель, что составляет 4 % от общего количества. Объём рынка сельхозавиации в России составляет около 1,7 млрд.руб. При этом в СССР сельхозавиация обрабатывала около 17 % всех сельскохозяйственных земель. Такая же доля обрабатывается сегодня в США: объём рынка в денежном выражении больше российского более чем в 5 раз и составляет около 8,6 млрд руб. В Новой Зеландии объём воздушной обработки составляет более 10 млн га в год при их общей площади в 11 млн га (около 94 %), объём рынка составляет около 3 млрд руб.;
- санитарная авиация (экстренная медицинская помощь, поисково-спасательные работы и гуманитарная помощь при стихийных бедствиях).
Согласно расчетам Минздрава, потребность России в санитарной авиации составляет около 32 тыс. вылетов в год, однако потребность эта удовлетворяется не более чем на 1/3. Для сравнения: в ЕС количество вылетов составляет 156 тыс в год, в США — больше 50 тыс. По показателю полетов на жителя региона Россия уступает ЕС в 4-5 раз, США — в 3 раза. Это особенно важно с учётом того, что в РФ около 28 тыс населенных пунктов, попасть в которые с помощью наземного транспорта невозможно. Сегодня, на вылеты санитарной авиации в России расходуется около 1,7 млрд руб. ежегодно;
патрулирование объектов (лесов, магистралей, трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, требующих инспекции) и аэрофотосъемка (в отличие от дронов, ВС АОН способны поднимать в воздух тяжёлое профессиональное оборудование, а также летать на большие расстояния).Рынок авиапатрулирования и аэрофотосъемки в России составляет около 0,9 млрд руб. в год. В США, где с этой целью задействовано более 5 000 воздушных судов занятых исключительно этим видом деятельности, совокупно около 111 млрд руб.;
- учебные полеты (помимо кадрового резерва для коммерческих организаций, пилоты гражданских ВС являются незаменимым мобилизационным резервом любой страны, пройдя дополнительную подготовку на военный тип ВС).
Во всем мире подготовка пилотов ведется частным образом, а экзамены сдаются по установленным гос. стандартам. Так, в США действует почти 1 200 учебных центров и 106 000 сертифицированных пилотов-инструкторов, которые несут персональную ответственность за обучаемых. Основное количество пилотов проходит первоначальную подготовку вне рамок учебных организаций и без утвержденных программ обучения — в порядке индивидуальной подготовки. Чтобы запустить свою авиашколу в ЕС или США требуется минимальный пакет документов (договор о техобслуживании, сертификат летной годности ВС, страховка, программа обучения, лицензия инструктора и регистрация организации в налоговом органе). Иметь в собственности земельный участок или самолёты необязательно — допускается аренда. В Европе с сентября 2018 можно запустить авиашколу простым уведомлением, без каких-либо согласований и разрешений. Регуляторы отрасли в ЕС и США (EASA, FAA) делают упор на то, что курсант обладает достаточными знаниями и навыками (не важно в какой форме и последовательности они получены) для сдачи официального теоретического и практического экзамена. В США обучение иностранных студентов составляет 1/3 от их общего числа — 149 тыс. человек за 2017. Почти 80 % приезжают с целью получения коммерческой лицензии для возможности работы пилотом. Это сегмент играет немаловажную роль в динамичном развитии индустрии (обновление парка ВС, улучшение инфраструктуры и т. д.) и сборе дополнительных налогов за счет притока обучаемых.
- туристические и развлекательные полеты (Россия обладает уникально красивой природой и спрос на такие экскурсионные полеты к достопримечательностям востребован как среди граждан РФ, так и среди иностранцев. Рост доходов от туризма и транспорта является одной из стратегических задач, поставленных президентом В. В. Путиным в 2017 с перспективой увеличения общего объёма рынка туризма и перевозок до 50 млрд руб. в год).
Авиация общего назначения — важнейший элемент любой развитой экономики. В США деятельность АОН дает более 1 % ВВП страны (185 млрд долл.). Поступления в бюджеты таких стан как США, Канада, европейские государства, Бразилия, Австралия от деятельности АОН превышают бюджеты крупных авиастроительных компаний. Так, по исследованию PricewaterhouseCoopers, в 2015 бюджет США был пополнен за счет прямых и косвенных поступлений от АОН на 150 млрд долл., что втрое превышает доходы фирмы Boeing. В США АОН дает работу 1,2 млн человек (напрямую и косвенно, через смежный бизнес). Воздушными судами АОН США ежегодно перевозятся 170 млн человек. В Великобритании АОН напрямую создает 38 000 рабочих мест, а общий вклад оценивается в 1,7 млрд фунтов.
Активность АОН порождает уникальный механизм частных инвестиций в развитие гражданской авиации и авиастроение. Частный пилот, оплачивая свое летное обучение или повышение квалификации, приобретая воздушное судно, используя впоследствии воздушное пространство, вкладывает деньги в развитие авиационной транспортной инфраструктуры, сокращает расходы государства на обустройство и содержание аэродромов и авиационных баз. Это дает толчок к развитию новых технологий, производства собственных самолётов и активности сопряженных отраслей (двигатели, авионика, планеры и др. структурные компоненты, запчасти, ГСМ и тд.) с последующим заработком (рабочими местами) на обслуживании техники.
Чем больше пилотов, тем больше частных инвестиций вовлекаются в отрасль. Это способствуют появлению новых аэродромов и взлетных площадок, что в свою очередь повышает транспортную доступность и мобильность населения, развивает индустрию. Люди вкладывают собственные средства в развитие частных аэродромов на которых могут вести коммерческую деятельность и зарабатывать деньги. Польза от роста количества аэродромов не только экономическая, но и направлена на улучшение безопасности полетов — это запасные площадки при возникновении ЧП в воздухе. Повышается конкурентоспособность, расширяются и становятся более доступными все виды услуг, оказываемые воздушными судами. Это привлекает бизнес и туризм, развивает локальную экономику (строительство, гостиничный и другие виды сервиса/обслуживания, финансовые услуги и сектор страхования, посещение музеев и ресторанов, покупки туристов у ритейлеров: еда, сувениры и т. д.) и создает новые рабочие места. Изготовители сопутствующей продукции получают новые заказы (радио- и свето-сигнальное оборудование, навигационные средства, программное обеспечение, а также иные системы, позволяющие управлять воздушным движением), а государство получает дополнительные налоговые отчисления. Благодаря своим аэродинамическим особенностям, легкомоторные самолёты малой авиации могут производить взлет и посадку с максимально коротким пробегом, в том числе со слабо подготовленных полос, куда закрыта дорога реактивным лайнерам, что делает их незаменимыми для экономического роста страны. Помимо этого, стоимость таких ВС в десятки раз дешевле типичных пассажирских лайнеров (A320, B737), что способствует развитию малого и среднего бизнеса (лизингового и транспортного). Корпоративные перелеты на небольших самолётах снижают транспортные расходы коммерческих организаций и повышают их эффективность за счет сокращения времени в пути. Так, маршрут Ноябрьск —
Сургут — это 230 км напрямую и 40 мин в пути со средней скоростью 330 км/ч. В 2018 году самый быстрый рейс по этому направлению займет 8,5 часов с пересадкой в Москве. Прямых рейсов нет не только между населенными пунктами Сибири, но между другими небольшими городами РФ (Вологда — Нижний Новгород, Ижевск — Йошкар-Ола, Ростов-на-Дону — Крым и т. д.). Перелеты на легкомоторном маломестном самолёте в десятки раз экономичнее (даже на зарубежной технике) по сравнению со старыми советскими вертолётами (Ми-8), которые в данный момент эксплуатируются и субсидируются государством. Маломестный самолёт АОН позволяет посетить сразу несколько городов и вернуться обратно в тот же день. Самолёты АОН дают возможность экспресс-перевозки продукции бизнеса, которая может быть слишком крупной, чтобы поместиться в ручную кладь на борту авиалайнера, либо слишком хрупкой и дорогостоящей, чтобы доверить её персоналу авиакомпании для перевозки в грузовом отсеке, не говоря о том, что прямой рейс в нужный пункт может просто отсутствовать.
Источник: Википедия